ОГБУЗ «АВТОБАЗА ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Автомобили военного времени

Эх, путь-дорожка фронтовая!

Фронтовыми артериями называли автомобильные дороги, по которым вели свои машины военные водители. Их пульс в годы войны ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и заканчивая передовой. Водители не меньше других рисковали жизнью. Они провели свои машины от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги, оставив свой автограф на стенах поверженного рейхстага. Основной задачей водителей была эвакуация раненых бойцов и мирного населения, доставка продовольствия, горючего, орудий и боеприпасов на передовую. Защиты и комфорта в их примитивных автомобилях было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования. За время войны автомобильные грузовые перевозки составили 145 миллионов тонн. Путь, проделанный грузовым автотранспортом, достигает 3 650 миллионов километров. Своим ратным трудом фронтовые шоферы наравне со всеми ковали Победу. Особой благодарности заслуживают водители санитарного транспорта. Всего за годы Великой Отечественной войны в связи с ранениями и травмами или по болезни было госпитализировано более 22,3 млн красноармейцев и командиров. Военные врачи вылечили и вернули в строй более 72% раненых и свыше 90% больных. Таким образом, вернулись в армию и продолжили бить врага более 17 млн военнослужащих. Такие показатели стали возможными, в первую очередь, благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер и санитаров. А их труд обеспечивался разнообразной материальной частью. Неоценимую помощь врачам оказали автомобили специального и общего назначения и их экипажи. Без их работы военная медицина не смогла бы спасти тысячи и миллионы жизней.


История санитарных автомобилей России в 1941 — 1945 годах

 

До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ — модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой.

 

В предвоенные годы был разработан и испытывался также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном выпуске нет.


История санитарных автомобилей России в 1941 — 1945 годах

 

Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5. В соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями, для более мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху постелить соломы или иной мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная загрузка сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались специальные нары. В медицинских целях использовались и другие специально разработанные машины, например, выпускавшийся только в годы войны ЗИС-44 — простой санитарный фургон с деревянным кузовом на 18 мест на основе ЗИС-5В — упрощенного варианта ЗИС-5.

 


История медицинских автобусов

 

Интересна история медицинских автобусов - чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов. Например, ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5). ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом "Аремкуз". Представленный на фото автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии "Мосфильм", снимался в фильме "Место встречи изменить нельзя". По некоторым данным, это не оригинальный экземпляр, а хорошо сделанная поздняя реплика.

Упрощенный вариант санитарного автобуса ЗиС-8 – автобус ЗиС-8С.


История медицинских автобусов

 

Городские автобусы ЗИС-16 имели в своей основе шасси ЗИС

 

 

 

 

 

 

Упрощенная модификация — медицинский автобус — разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара).

Упрощенный вариант ЗИС-16С - мифический автомобиль. Его "существование" подтверждается единственным сильно ретушированным рисунком. Якобы этот санитарный автобус оснащался кабиной от грузовика (слева), более мощным мотором (85 л.с. против 73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 шт.) в передней части кузова, и двух - в задней (4 шт.). Имелись также калориферы и вентиляторные окна.


История медицинских автобусов

 

В качестве санитарных использовались и приспособленные автобусы ГАЗ-03-30 (слева), а также некоторое количество трехосных автобусов ГАЗ-05-193 в санитарной модификации (справа - в упрощенном варианте военного времени).

 

На фотографии внутреннего двора госпиталя видны практически все вышеперечисленные санитарные автобусы. Слева направо: первый и с третьего по шестой автобусы — ЗИС-16, второй слева — ЗИС-16С, седьмой слева и боком на заднем плане — ГАЗ-03-30 и на переднем плане — ГАЗ-55.

 


 

Полезные ссылки